Вазоны Урны Фантаны Садово-парковая архитектура Скульптуры Садовая мебель Прочее
Полезная информация:

Садово-парковая архитектура (ландшафтная архитектура)

Садово-парковая архитектура является одной из важнейших сторон градостроительства, ставящей задачу организации свободного от зданий пространства. Термин «ландшафтная архитектура» возник в 1861 году в США, на конгрессе, посвященном организации национальных парков в Америке. В Европе этот термин появился только в XX веке. Возникновение парков и садов, садово-парковых ансамблей зависит от многих условий: топографических (рельеф), климатических и общественных. На разновидности садово-парковой архитектуры оказывает влияние уровень культуры общества, его быт и эпоха, в которой развивается это искусство. Садово-парковая архитектура берет свое начало в Древнем Египте. Первые сведения о садах Египта мы находим в рисунках на папирусах, рельефах на камне.

Древнеегипетские сады имели прямоугольную форму. На территории сада, как правило, размещались небольшое жилое здание, бассейны, увитые плющом беседки — перголы. Из легенд мы знаем о знаменитых садах Семирамиды, названных именем царицы Ассирии, которые устраивались на крышах дворцов в Вавилоне. Но есть сады не из легенд. По приказу царя Навуходоносора были устроены сады для его жены Амитис. Во дворце устраивали сады, поднятые на высоту четырехэтажного сооружения, на насыпных террасах особой конструкции. Террасы-сады поднимались уступами и соединялись лестницами с очень маленьким наклоном. Персы, захватившие Ассирию, были в изумлении от «висячих» садов. Они переняли способ разведения садов и у себя на родине устраивали охотничьи парки, называя их «парадизы». В отличие от садов Вавилона, деревья там росли на естественной земле. Парки имели благоустроенные дороги, каналы, домики для охотников. У древних индусов в священных рощах брамины оберегали деревья. Почитание деревьев было связано с культом Будды. В античной Греции сады высаживали вокруг многочисленных храмов. Сады являлись местом общения, там выступали ученые, философы, поэты.

Садовое искусство в античной Греции принято называть классическим. Оно представляло собой высокохудожественные ансамбли природы и искусства — зеленых насаждений, воды, скульптуры и архитектуры домов или храмов. Садово-парковое искусство в Риме достигло наивысшего расцвета, а позже получило распространение и у других европейских народов. В Риме сады устраивались при городских домах, дворцах и загородных богатых домах — виллах. При доме городского типа были небольшие садики для задушевных бесед. В загородных домах устраивали большие сады, разведенные на площадках-террасах. Сады имели прямые аллеи, украшенные балюстрадами с вазами, водоемами и скульптурой. Особое значение придавалось стрижке насаждений, а во II—IV веках стрижка имела необычные формы (корабля, птицы и т.п.). После падения Римской империи садово-парковое искусство пришло в упадок и долгие годы не восстанавливалось. В средние века садовое искусство осуществлялось на очень малых площадях, при монастырях, а также в некоторых замках. В XV—XVI веках садовое искусство было значительно распространено в Китае, Индии и Иране.

Китайские садоводы в своей профессии добились больших результатов. Сады устраивали на больших территориях (до 40—50 километров в окружности). Садоводы стремились создать такие условия для посетителей, чтобы они чувствовали себя в саду как в настоящей природной среде. Во второй половине XVIII века основные способы устройства китайских садов и декоративных построек (малые архитектурные формы — пагоды, мостики, ворота и др.) были переняты западноевропейскими архитекторами. Японцы тоже переняли стиль китайских садов, но разводили сады на малых площадях, возможно, из-за отсутствия земли. В Японии получили развитие так называемые водяные сады: пруды и искусственные водоемы заполняли водяными растениями и декоративными рыбами. В Японии в XVI—XVII веках появляется особый вид сада — чайный сад («тянива»). Поводом для появления такого сада послужил чайный павильон («тясицу»), в котором проходили чайные церемонии правительственных чиновников. Такие павильоны были отделены от дворцовых помещений, а территория между ними превращена в сад, украшенный дорожками из камня, каменными фонарями, которые освещали путь, сосудами с водой, служившими для ритуального омовения рук. Общий вид дорожек, фонарей и сосудов, их расположение в саду определял «шаг» — время перехода из одного помещения в другое, из внешнего мира в мир чайной церемонии.

Стиль Возрождения (XIV— конец XV века) отразился не только в архитектуре. Он затронул и садовое искусство. Итальянские сады раннего Возрождения имели строгую геометрическую разбивку с архитектурными постройками перед главным зданием. В период Высокого Возрождения и особенно в эпоху барокко устройство садов получило широкое распространение. Сады располагались террасами, что стало отличительной их чертой. Они соединялись широкими лестницами, украшенными барочной скульптурой и фонтанами. В садах возводились различные здания, павильоны, гроты — создавался новый садово-парковый ансамбль. Во Франции, в отличие от Италии, сад размещался на ровной местности.

Этот стиль получил название «французский регулярный партерный сад». Создателем стиля был знаменитый парижский архитектор Андре Ленотр (1613— 1700), мастер садово-паркового искусства, сын главного садовника Тюильри в Париже Ж. Ленотра. Садовое искусство в Англии развивалось под влиянием китайских и японских садов. Новый стиль получил название «пейзажный». Смысл английского пейзажного стиля состоял в его копировании природы. В XIX веке в Западной Европе, в Париже, было несколько больших городских парков, таких, например, как Бу-лонский лес, созданный в 1853—1858 годах архитекторами Альфеном и Хаус-манном, и Тюильри (1871). В XX веке продолжается устройство больших общественных парков. При городских особняках и виллах сады разбивались в различных стилях, а иногда наблюдалось их смешивание. Садово-парковое искусство на Руси имело свои особенности. В Древней Руси до XVII века сады разбивали при монастырях.

Они имели чисто практическое значение — там выращивали фрукты для монастырского стола. Но после XVII века сады становятся местом для развлечений. В Москве такие сады устраивались на склонах кремлевских холмов и на берегах реки Москвы. Садово-парковое искусство получило особое развитие при Петре I. Это было связано со строительством дворцов и загородных резиденций императорского двора в Петербурге и его окрестностях. Первым садом, устроенным в Петербурге, был Летний сад (1710), получивший название от Летнего ABopqa. Автором Летнего сада был французский архитектор, мастер садово-паркового искусства Жан-Батист Леб-лон (1679—1719), приглашенный Петром I. В 1716 году Леблоп расширил Летний сад и придал ему вид французского регулярного сада. В царствование Екатерины II был уничтожен декоративно подстриженный кустарник — боскет, прекращена подстрижка, и сад принял запущенный вид. Замечательный садово-парковый ансамбль был разбит в 1713 году в Петергофе (резиденции Петра I), на берегу Финского залива. Этот изумительный сад дополняют знаменитые искусно оформленные фонтаны, павильоны Марли, Монплезир.

Издавна росли на этом месте и вековые деревья. В Царском Селе, при Большом дворце, в XVII веке был разбит парк в регулярном стиле. При правлении Екатерины II парк переделали в пейзажный. Со второй половины XVIII века Петербург был окружен садово-парковыми ансамблями. Большой парк в английском стиле был создан в Гатчине. Изумительный парк пейзажного стиля был заложен в Павловске английским архитектором Чарльзом Камероном (1730—1812), а в начале XIX века ансамбль был улучшен и расширен итальянцем Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751—1831), декоратором, мастером декорационной живописи, архитектором перспективных росписей и парковой архитектуры. Под Москвой был разбит парк в регулярном стиле при известном архитектурном ансамбле «Архангельское».

Появились парки в Кусково, Кузьминках и других местах Подмосковья. Проектировщики ландшафтной архитектуры и сегодня работают над созданием городских парков и садов, озеленением населенных мест и решают главные задачи: — санитарно-гигиенические — оздоровление воздушного бассейна; сады и парки улучшают микроклимат, уменьшают поверхности, которые подвергаются запылению и перегреву; — защитно-изолирующие; зеленые насаждения снижают городской шум, защищают людей от ветра и снега, почву от разрушения; — архитектурно-художественные; парки изолируют друг от друга различные населенные территории, создают благоприятные условия для труда и отдыха, украшают архитектурный облик районов массовой за стройки. При создании ландшафтной архитектуры используются в основном природные материалы. Проектировщики ландшафтной архитектуры создают элементы парковой архитектуры, которые принято называть «малыми архитектурными формами». К ним относятся парковые скамейки, цветники, беседки, декоративные бассейны и фонтаны, трельяж (тонкая решетка из деревянных реек для вьющихся растений) и пергола (беседка или галерея, увитая растениями), гроты (сооружения из камней в виде пещеры) и альпийские горки, подпорные стенки для парков с холмистым рельефом. Все эти задачи решаются по проектам, которые выполняют специалисты по ландшафтной архитектуре.